|
Рождение российского фарфора
Китайский фарфор, ввозимый в Россию, быстро завоевал популярность. Однако приобрести подобное изделие не всегда могли позволить себе даже обеспеченные люди: уж больно дорого стоило это творение.
Чтобы как-то исправить ситуацию и удовлетворить желание царской семьи иметь всегда под рукой фарфоровую посуду, были предприняты попытки организовать выпуск подобной продукции непосредственно на территории России. Первая попытка была не удачной. И только при Елизавете был, наконец-то, создан первый завод по производству фарфоровых изделий. Однако к этому моменту русские мастера еще не умели делать фарфоровые изделия, поэтому в Россию вызвали Конрада Кристофера Гунгера. Было решено, что этот специалист (как он позиционировал себя) сможет помочь русским мастерам открыть тайну фарфора. Однако данные надежды были наперсными. И в 1744 году к Гунтеру был приставлен Д.И.Виноградов, который как раз к этому времени закончил обучение в Фрейберге в Горной академии.
Через некоторое время секрет получения фарфора был открыт. Хотя правильнее было бы назвать, что его не открыли, а создали заново, так как Виноградову пришлось сделать достаточное количество опытов, чтобы добиться нужного результата. С этих пор начался «Виноградовский» период. Продукция, которую в это время начал выпускать Императорский завод, была небольшой по размерам. Причины подобных миниатюр в том, что печь, в которой делали обжиг, была статуэтки небольшого размера. Основной, как сейчас принято говорить, потребитель – царская семья. Изделия шли в их личное пользование или использовались в качестве подарков именитым особам.
В конце 50-х годов 17 века на заводе появилась печь большего размера, что позволило заняться созданием посуды. Так был сделан первый сервиз, предназначавшийся Елизавете Петровне. В качестве декора использовалась цветочная гирлянда, нанизанная на пурпуровую сеточку, которая проходила через весь сервиз. А десертные тарелки с резными краями были украшены изображением птиц.
В конце 18 века устанавливается связь завода с Академией художеств, что позволило обычные фарфоровые тарелки превратить в произведения искусства. Благодаря подобному тесному сотрудничеству был создан сервиз «Арабесковый», который царская семья использовала во время официальных приемов обставленных в торжественной обстановке. Данный сервиз состоял из 973 предметов. Главная тема в его оформлении – успехи России в последние десятилетия.
Назвали сервиз «Арабескому» из-за росписи, которая представляла собой волютообразные завитки, которые чередовались с медальонами –имитацией камней. В центре тарелок – изображения человеческих профилей.
Похож на данный набор и сервиз «Яхтинский», созданный для Екатерины II. Выполнен данный набор посуды также сдержанно: на небесном фоне – изображение двуглавых орлов, которые символизировали победу в русско-турецкой войне. Использовали в декоре тарелок и намек на торговые победы России. Для этих целях на посуду было нанесено изображение флага с перекрещенными якорями.
К концу 18 века относят и создание скульптурных серий, в которых нашел отражение классицизм. Особое внимание в этом плане представляют композиции «Народы России» и «Торговцы и ремесленники». Вообще классицизм отличался изяществом и простотой, поэтому поражает порой то умение, с которым мастера, работающие в данном стиле, отразили людей. Окончательное становление этого направления в русском искусстве происходит на рубеже 18 и 19 веков.