|
Синяя роспись на белом фоне…
Фарфоровое изделие с синей росписью. Что может быть изящнее подобного произведения искусства, в котором полупрозрачный фон помогает раскрытию красок небесной лазури!
Чаще всего подобные изделия делают с применением подглазурной росписи, а нужный цвет создается с использованием окиси кобальта. Ценность таких шедевров в том, что чаще всего роспись производится вручную. Реже используется трафарет или печать рисунка. Несмотря на то, что первые фарфоровые изделия, выполненные в этой гамме, появились в Китае, однако данной стране приходилось за материалов обращаться в Иран. Именно здесь в 9 веке была обнаружена кобальтовая синь.
Китай
Синяя подглазурная роспись возникла в эпоху правления династии Юань. Однако ничто не появляется просто так. Все предыдущие эпохи, направленные на развитие фарфорового искусства, подготавливали почву для создания новых техник украшения фарфоровых изделий. Центром изготовления «фарфора в синих тонах» стал город Цзиньдэчжэнь, в котором до сих пор работают мастерские, изготавливающие подобный шедевр. Для изделий данного города характерны утолщенные стенки и несколько увеличенные размеры посуды.
Япония
Фарфором в синих тонах здесь занимается город Арит. Именно отсюда через порт Имари такая продукция поступает на европейские рынки. Благодаря этому порту фарфор и получил название «Имари». Однако сами японцы продолжают его называть Арита-яки.
Конец правления минской династии в Китае сопровождался распрями, что помогло японским мастерам заявить о себе. Способствовало делу и то, что недалеко от города Арита были найдены залежи каолина. Именно недалеко от них и были установлены первые мастерские.
Конечно, первые изделия японских мастеров – копирование продукции из Китая. Поэтому нет ничего удивительного, что вплоть до середины 17 века вся посуда была выполнена в сине-белых тонах. Свою продукцию Япония отправляла с помощью голландской Вест-Индийской Компании в Европу.
Европа
Некоторое время фарфоровые изделия поставлялись на европейский рынок из Японии и Китая. Однако вскоре появились и свои мастерские. Ведь любовь к фарфору была не только у европейцев, интересовались им и в Америке.
С учетом того, что пристальное внимание фарфору уделяли коронованные особы, то мастера появившихся уже в Европе мастерских пытались удовлетворить своих царственных клиентов, в результате чего фарфор начинают украшать позолотой и серебром.
Первая мануфактура возникла в городе Мейсен (Германия) в 1707 году. И опять, как и японские мастера, первое время керамисты копировали бело-синей фарфор из Китая. Кстати, многие мотивы, появившиеся в те времена, до сих пор используются. Например, «Синяя луковица» все еще украшает даже новые наборы посуды.
Россия
Пред тем, как отправиться в Дельфт, Петр I издал приказ, благодаря которому началась история и развитие гжельского фарфора. Именно с продукцией этих мастерских и ассоциируется в нашем сознании белый фарфор с синей росписью. Вообще местность, где были открыты заводы, славилось своей глиняной посудой. Так что мастера там были хорошие, способные быстро освоить новое дело и придать ему эстетический вид. Здесь налаживали выпуск полуфаянса, фаянса. И вот очередь дошла и до фарфора, который неграмотные мастера-крестьяне облагородили и сделали настоящим шедевром ручной работы.