|
Чешский хрусталь: процесс создания
Должна признаться, что любимые хрустальные бокалы я достаю по особым поводам. Эти прекрасные вещицы всегда поднимают настроение и создают ощущение праздника. Для меня тонкостенные фужеры успели стать частью традиции, атрибутом любого торжества.
Но как создаются маленькие шедевры? Давайте проследим за работой умельцев, благодаря которым знаменитый чешский хрусталь радует покупателей сотни лет.
Процесс начинается, когда к мелкому кварцевому песку добавляют двуокись никеля, чтобы ингредиенты полностью растворились в результате химической реакции. Затем в дело идут двуокись свинца, углекислый и азотно-кислый калий, сурьма, придающие будущему украшению сервировки блеск, вес и гладкость. Затем смесь отправляется в раскаленную печь, где проводит 18 часов, и в результате получается масса плавленого стекла. Обычно к ней добавляется бой, т.е. отходы, пущенные на переработку.
Приходит время стеклодуву блеснуть мастерством. Он берет полую трубку из закаленной нержавеющей стали, набирает небольшое количество образовавшейся массы и придает ей общую форму на огнеупорном столе, покрытом слоем воска. После этого он делает аккуратный выдох в трубку, чтобы получить основу, часто называемой колбой. Дав ей немного остыть, умелец опускает заготовку в массу для придания прочности.
На следующем этапе он аккуратно действует деревянными инструментами, воздействуя на горячую массу. Так он формирует нужные линии, позволяющие поместить заготовку в специальную форму, и медленно делает выдох в трубку, вращая ее вокруг оси. Теперь чаша готова!
Помощник добавляет еще немного стекломассы, из которой изготавливается ножка бокала. Эта деталь требует особых навыков, ведь для нее не существует заготовок, и рабочим приходится полагаться на собственное чутье и глазомер. Ровность ножки и основания проверяется шаблоном, после чего вещицу ставят в печь, разогретую до 450° С.
Работа продолжается через 24 часа, когда с помощью ацетиленовой горелки с изделия срезается «шапочка». Края шлифуются, после чего приходит очередь резчика. Сначала он намечает будущий рисунок водостойким карандашом, но это всего лишь разметка-«титаник». Больше всего она напоминает линии широты и долготы, нанесенные на школьный глобус.
Резьба осуществляется на станке с ножами алмазной заточки. Она делится на 2 вида: косая и плоская. Стоит взять любой бокал, и вы без труда определите разницу, ведь косая отличается глубиной и резкостью углов, а вторая позволяет создавать мягкие линии. Остается прикрепить марку завода, и изделие готово оказаться в магазине!