|
Сервиз на 12 персон: классика декора
Кому из нас не приходилось держать в руках чашку, которую украшает знаменитая кобальтовая сетка? Роспись считается классикой, но не каждый знает, что придумала ее наша соотечественница. Автором идеи стала ленинградская художница Анна Яцкевич, причем сделала это в нелегком 1945 г.
По одной из версий, керамистка во время блокады вдохновилась игрой солнца на зимнем льду. В сложные военные годы работникам приходилось по приказу директора завода отправляться на берег Невы и колоть лед, чтобы растопить его и получить воду. Яркое утреннее солнце, белый снег и синие волны реки и навеяли мотивы, вдохновившие Яцкевич.
Но нет сомнений, что влияние оказал уникальный набор, изготовленный первым русским фарфористом. Дмитрий Виноградов в середине XVIII в. преподнес императрице чашки и блюдца, впоследствии ставшие известные как сервиз «Собственный». Конечно, у эксперта не возникнет вопросов относительно разницы в 2 изделиях. Если шедевр былого покрыт сеткой, где в переплетениях изображены маленькие цветочки, то художница заменила их золотистыми звездочками. Возьмите любой сервиз на 12 персон, украшенный орнаментом художницы, и увидите, что переплетение линий намного сложнее. Удивит и красота нежного синего цвета, нанесенного подглазурным способом и словно сливающегося с прозрачной эмалью.
Стоит упомянуть любопытный эпизод с инструментом, которым работала Анна. Мастерам фабрики тогда предложили новое приспособление — кобальтовый карандаш. По сути он был совершенно обыкновенным, и только сердцевина была выполнена из соответствующей краски. Никому из мастеров не захотелось экспериментировать, и только Яцкевич решилась на подобный вариант. Именно он помог придать вещицам индивидуальности, ведь сначала Анна расписывала их не синим, а золотым цветом. Новый карандаш помог найти удачное художественное решение и навсегда войти в историю керамики.
Спустя десяток лет, в 1958 г. орнамент стал популярен и за рубежом благодаря всемирной выставке, прошедшей в Брюсселе. Его переняли и умельцы западных мануфактур, хотя узор считается фирменным знаком российских заводов.
Прелесть кобальта давно не вызывает сомнений, недаром подобный декор издавна украшает произведения, выпускаемые знаменитыми мануфактурами. Найдутся они и среди продукции известной чешской марки, радующей оптимальным соотношением цены и качества. Обратите внимание на такие изделия, и наверняка выберете вариант себе по вкусу!