|
Чешские сервизы столовые: «индийские цветы»
Всем, кто считает себя истинными любителями фарфора, стоит обратить внимание на популярные стили в его декоре. Я уже упоминала такой вариант, как «индийские цветы», и хочу подробнее остановиться на этом изящном узоре.
Хотя в Европе он появился только в середине XVIII в., его истоки уходят в 1660 год, когда известный японский мастер Сакаида Какиемон разработал новый подход к украшению шедевров. Работая надглазурным методом, он покрывал великолепными узорами как минимум треть поверхности своих творений. Поскольку те не отличались большими размерами, живопись смотрелась сочно и насыщенно, поражая красотой ассиметричных рисунков. Умельцы, перенявшие манеру художника, изображали драконов, парящих над бутонами, и заросли бамбука, выполненные фиолетовыми, оранжевыми, синими, красными и желтыми тонами.
Вы спросите, почему стиль называют индийским? Дело в том, что такая продукция доставлялась в Европу Ост-Индийской компанией, поэтому покупатели в силу небольшой осведомленности отнесли к Индии практически все страны Востока.
Когда фарфор начал производиться не только в дальних краях, манера росписи претерпела изменения. Ассиметричность чаще сменялась структурированностью, где были заметны повторяющиеся мотивы, а к декору добавились как богатая позолота, так и черный тон, используемый для контрастности. Со временем стало заметно и стремление к реалистичности, вызванное популярностью французской школы. Достаточно всмотреться в роспись, украшающую шедевры того времени, и вы заметите четкое влияние Ватто и Греузе.
Чешские сервизы столовые обычно оформлены в стиле «бернадот» или «цвибель», но иногда можно увидеть и более яркие тона. Местные художники во многом превзошли японских мастеров, разнообразив палитру и еще более облагородив тепло-молочный фон.
Особыми чертами считаются:
- все изображения служат в первую очередь для передачи символов и погружения в размышления;
- бутоны полностью заполняются красками;
- лепестки на концах заворачиваются внутрь;
- все цветы должны быть соединены между собой и выходить из основного стебля;
- детали необходимо прописывать темной краской;
- использование спиралевидных завитков.
Особого внимания заслуживает символика, ведь изображение лотоса означает плодородие, реинкарнацию, процветание, а хризантемы — скромность, благородство. Если увидите цветок персика или сливы, то мастер подразумевал молодость и красоту, свойственных представительницам прекрасного пола. Каждый раз, беря в руки подобное изделие, вы будете видеть в нем новый смысл и с интересом изучать все завитки необычных линий.